Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
В мире продолжается шоу пятого поколения. В гонку стремительно добавляются страны, которые во что бы то ни стало хотят обзавестись своим истребителем-«пятеркой». Вероятно, скоро это будет даже не вопрос обороноспособности, а вопрос престижа.

Да, вопрос престижа, типа авианосца. Есть у страны такое корыто, пусть даже ни на что особо не годное – это один расклад, нет – вот туда, на задний двор валите.

И в целом даже никого и не интересует, что по сути-то, боеспособные в мире только американские авианосцы. Условно боеспособные – индийские и китайские. Остальные, которые с трудом пока отрываются от доков и ремзаводов – увы, без обид, за боевые корабли считать нельзя. Но галочка есть, в авианосном клубе числятся Россия, Великобритания, Италия, Франция и Таиланд. Хотя тут даже вопрос в том, а зачем такое Таиланду, напрочь миролюбивой стране.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Вот примерно такой же расклад и с самолетами, но самолет вещь намного более простая в реализации, чем авианосец. Потому самолетами можно гордиться, можно воевать, а можно, простите, тривиально барыжить на мировом рынке вооружений, потому что самолет – он и в Африке самолет. То есть, список потенциальных покупателей много шире, чем для корабля.

Уж если такие страны, как Уганда (99-я страна в мире по ВВП и 179-я по уровню ВВП на душу населения), закупают современные самолеты типа Су-30МК2, то что тут говорить о тех, кто стоит на эволюционной лестнице много выше? И которым сам авиационный бог велел строить самолеты?

Вот и на выходе многие сегодня стараются изобразить что-то такое именно пятого поколения. Мы, шведы, немцы, французы, корейцы, китайцы, турки… Да простится мне, но великая авиационная держава с большим историческим авиационным прошлым Турция тоже в теме.

И тут возникает один вопрос: а каким должен быть этот самый «истребитель пятого поколения»?

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
А вот внятных ответов на этот вопрос нет. И более того, даже не предвидится. Никто в мире толком не знает, каким должен быть этот самый истребитель пятого поколения и против кого, самое главное, как он должен воевать.

Единого мнения в мире так и не смогли выработать, потому каким должен быть этот самый «пятый» толком никто и сказать не может. Так-то понятно, что формальным таким ориентиром служит американский F-22, который просто был первым в списке. И потому стал образцом, хотя некоторые особенности самолетов пятого поколения – не такая уж и новинка в плане технологий.

Если отталкиваться от озвученных характеристик пятого поколения, то это антирадарные покрытия и неметаллы в конструкции, снижающие радиолокационную заметность самолета, сверхзвуковой полет без форсажа, оружие размещается в отсеках внутри фюзеляжа, а не на внешних подвесках. Все остальное, как даже РЛС с АФАР – как говорится, не критично.

Давайте немножко разберемся.

Суперкруз или полет на сверхзвуке без форсажа

Вообще суперкруз – это очень старое явление. Первым боевым самолетом, который был способен летать на сверхзвуке без форсажа, стал британский English Electric «Lightning F», совершивший свой первый полет в августе 1954 года.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
И тут же стоит вспомнить двух тяжеловесов, наш Ту-144 и французский «Конкорд», которые запросто летали суперкрузом, причем, наш еще и побыстрее был, а француз летал рекордно долго.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Так что бесфорсажный сверхзвуковой полет – это из 50-60-х годов прошлого века.

Размещение оружия внутри фюзеляжа

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Этому вообще уже около сотни лет. После блокировки «Уголка неба» по абсолютно идиотским причинам, найти достоверную информацию стало сложно, ограничимся тем, что уже к середине 30-х годов прошлого века бомбардировщики несли бомбы именно во внутренних отсеках, а не на внешней подвеске.

Снижение радиолокационной заметности

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Это, пожалуй, можно назвать новым. Радиопоглощающие покрытия, полимеры и углепластики в конструкции, в общем замещение металлов неметаллами и разработка особых форм, которые «прячут» проблемные места типа турбин – это можно и нужно назвать новым. Плюс отдельные новинки в БРЭО, но это тоже нормально, эволюция все-таки не стоит на месте, тем более, у боевых машин.

Но, по сути, очень много «нового» в самолетах пятого поколения – это просто хорошо отработанное старое. И тут просто все как с цепи сорвались, стараясь запилить свой самолет пятого поколения, причем, именно в таком стиле: объявляем его пятым поколением, а там видно будет.

А что может быть видно?

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Ну вот если взять наш Су-57, то он вот так и объявлен «пятеркой», хотя ей пока не совсем является. Да, ЭПР у него очень даже приличное, радарам прошлого века самолет точно не по лучам, да и многие современные смогут запросто промахнуться. И ракеты будут во внутренних отсеках, да. Но вот суперкруз… Да, все будет, когда будут у самолета двигатели соответствующие. А когда это будет – одному богу авиации и Ростеху известно. Хотя и с АЛ-41С, принимая во внимание УВС, который в таком виде есть далеко не у всех западных самолетов, Су-57 вполне так красавчик.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
На Западе многие именно так и говорят – вот когда будет ТОТ двигатель, тогда и станет Су-57 полноценным истребителем пятого поколения. А пока…

А пока, кстати, Су-57 является самым результативным истребителем, пусть и не до конца «пятеркой». Невероятно, но факт: тысяча F-35 ничем не могут похвастаться в плане боевого применения, за исключением израильских F-35 Agir, которые прекрасно справились с разнесением в щебень домов в Газе.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Конечно, кто-то сейчас скажет, что истребление домов – это истребление, то есть, работа для истребителя. Но вот как по мне, так истребитель в первую очередь должен истреблять себе подобных, а не дома и прочие гражданские объекты. А с этим у 35-го все печально.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
F-22 хоть на третьем десятке размочил счет, записав на свой счет первую воздушную победу – разведывательный пузырь, запущенный Китаем. Большая победа для такого самолета, тут ничего не сказать.

Так что пусть и отдельные две победы Су-57 в небе Украины при том, что всего-то этих самолетов изготовлено 22 штуки и они по факту все еще проходят испытания – это как бы уже больше, чем все заслуги полутора тысяч американских «пятерок».

Хотя точно правы те, кто ратует за то, чтобы Су-57 наконец пошел бы в серию. В настоящее время это приобретает все большее значение, потому что Киеву достаются все более современные средства ПВО со всеми выходящими последствиями. И самолет, обладающий ЭПР именно на уровне пятого поколения был бы более чем полезен армии.

А что у нас еще на повестке дня?

Китай

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
У соседей и партнеров есть весьма интересная разработка, Chengdu J-20. Самолет реально прорывной для Китая хотя бы тем, что в этот раз китайские инженеры, честь им и хвала, никого не скопировали. Это непросто для страны, которая лет 30 назад вообще не помышляла о своих самолетах и летала на том, что могла купить или передрать.

Chengdu J-20 тоже в мире не считают полноценной «пятеркой», как и наш Су-57, правда, тут такой нюанс – китайцы никогда и не заявляли о том, что J-20 таковым является.

Не поленился, попробовал перевести то, что написано на сайте компании Chengdu Aircraft Industry Corporation, так вот там речь идет о том, что была поставлена задача по созданию «малозаметного истребителя, способного противостоять любому вероятному противнику в воздухе и выполнять работу многофункционального боевого самолета».

Без условностей.

Вообще если посмотреть на ЭПР, то она заявлена на уровне 0,1 (у Су-57 — 0,3). Вроде бы все красиво, но на деле, если облучить радаром J-20 в боковой проекции, то на экране РЛС будет новогодняя елка во всей красе. То есть, для лобовой атаки китайский самолет вполне, а вот во всем остальном – сомнительно.

Кроме того, у «Черного орла» (а именно так именуют J-20) есть и еще одно слабое место. И это по китайской традиции все те же двигатели. Первые образцы J-20 летали на российских двигателях АЛ-31ФМ2, но все надежды по возмужанию J-20 связаны с новым двигателем WS-15, который должен обеспечить и суперкруз, и сверхманевренность из-за УВТ, и экономичность.

Однако WS-15 уверенно приближается к своему двадцатилетию с момента первого пуска, а воз, точнее, J-20, и ныне там.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
И еще один аспект в плане ЭПР у J-20. Это его цели. Самолет предназначен в том числе и для работы по кораблям противника, что неудивительно, учитывая береговую линию КНР и все более милое отношение со стороны США. Однако тут возникает проблема с тем, что у НОАК просто нет компактных противокорабельных ракет, которые можно спрятать в оружейных отсеках.

Соответственно – здравствуй, внешняя подвеска и прощай малозаметность. Так что J-20 будет на суше малозаметным, а вот на море – увы. Но тут ничего не поделать, абсолютно все противокорабельные ракеты таких размеров, что будучи подвешены на самолеты, «палят» их на многие десятки километров.

Обнаружить такой самолет и, естественно, сбить – не такое сложное задание, как это хотелось бы пилотам самолета.

Турция

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Turkish Fighter Experimental/турецкий экспериментальный истребитель — это один из самых задорных проектов в мире вообще. После того, как турки купили российские ЗРК С-400, им логично отказали в продаже F-35, что поставило в неудобное положение турецкие ВВС. Более того, и с модернизацией уже имеющихся F-16 тоже возникли проблемы.

Турки решили своими силами построить самолет, который в перспективе заменит F-16, да еще будет соответствовать всем стандартам НАТО (не стоит забывать, что Турция – член альянса), да вот беда – никакого опыта подобного толка у турок не было.

Понятно, что тут помогают всем миром (Швеция, Италия, Пакистан), но вот есть одна беда: у турецких инженеров никогда не было опыта создания с нуля своих авиационных двигателей, а американцы показали полный шиш в пане своих движков.

Переговоры с Pratt & Whitney и General Electric принесли отрицательные результаты, и как турецкий авиапром будет выходить из сложившегося положения, сказать сложно. Свои не дают, идти к противникам – явно себе дороже будет.

Однако тут никто никуда не спешит, да и говорят, что ЭПР у «Кагана» оказался на уровне нашего Су-27, то есть, никуда не годный.

Так что здесь спешить некуда никому, кроме турок, которые очень хотят свою «пятерку», но вот проблем с ней больше, чем казалось на первый взгляд.

Южная Корея

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Южнокорейский KF-21 – вот это серьезно. Самолет, впервые показанный в апреле 2021 года, оказался сюрпризом для всех, а для некоторых может оказаться и неприятным сюрпризом. Кореец (условно, там над ним полмира трудилось), который тоже претендует на «пятерку», оказался дешевле, чем наш Су-35, который играл первую скрипку в сегменте «дешево и надежно», который испокон веков был за нашими самолетами.

На экспорт Су-35 идет по цене от 80 до 90 миллионов долларов в зависимости от комплектации, а корейцы делают заявления на тему того, что свой самолет будут продавать за 65 миллионов долларов. И тут 20 миллионов разницы при покупке испытанного и надежного самолета поколения «4++» и «почти пятерки» — очень весомый аргумент.

KF-21 вообще-то очень похож на «пятерку». Может летать на сверхзвуке без форсажа, ракеты во внутреннем отсеке, малозаметность тоже имеет место. Полный фарш в плане БРЭО: РЛС с АФАР, инфракрасная система поиска и слежения, полный набор вооружения НАТО. Да, тут стоит сказать, что Южная Корея хоть в НАТО не состоит, но ее вооруженные силы и техника имеют очень высокий уровень стандартизации по канонам НАТО.

Если с ценой реально сложится – мы будем свидетелями ого-го каких воздушных боев на земле. К корейскому самолету уже присматриваются Перу, Польша, Филиппины, а Индонезия с самого начала была в проекте на правах младшего партнера. И «пять с минусом» может ой как побороться за азиатский рынок с нашим «четыре с плюсом».

Тут ясно и понятно, что вгрохав столько денег в проект, корейцы пойдут на внешний рынок, тем более что их техника пользуется спросом. Там их, конечно, с дубинками ждут, но тем не менее.

Европа

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Здесь даже не совсем Европа, здесь вообще намечается нечто интересное – сборная мира или Ось Лондон-Рим-Токио. Ну правда, как век тому назад, но вместо Берлина – Лондон.

В общем, Великобритания, Италия и вдруг примкнувшая к ним Япония решили, что будут делать «пятерку» сообща.

Тут есть странность: японцы, наэкспериментировавшись вволю со своим Mitsubishi X-2 Shinshin, сообщили сгоряча, что будут сразу приступать к шестому поколению. Проект назвали F-X, и этот самолет должен был заменить в ВВС Mitsubishi F2, который уже устарел. Но F2 должен был менять F-22, с которым не срослось. Американское законодательство не позволило. Пришлось работать самим, и тут, видимо, получился корейский расклад – очень дорого в рамках «Только для себя», а продавать Японии никто не даст.

И вот, видимо, все наработки по «шестерке», японцы принесут в новоявленный консорциум Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию истребителя нового поколения к 2035 году.

За основу будет взят проект британского истребителя Tempest и добавлено все, что есть у участников. Заправляют всем фирмы, которые вообще не нуждаются в представлении: ВАЕ Systems, Leonardo UK, MBDA UK, Rolls-Royce, Mitsubishi Heavy Industries и другие. Компания более чем солидная, но главное – самодостаточная и в перспективе запросто имеющая возможность отработать тему самолета. Это не Турция.

Очень интересная получается сборка. Намного более жизнеспособная и перспективная, чем китайская или корейская программы, на мой взгляд. И с изюминкой, которой, несомненно, является Япония.

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Да, присоединение к программе GCAP однозначно ставит крест на японских амбициях не то что шестого – пятого поколения. Зато можно быть уверенным в результатах, поскольку что-что, а совместно делать самолеты в Европе умеют. И тут японцы влетели на место Германии из последнего проекта Eurofighter Typhoon, что сулит им определенные выгоды.

Rolls-Royce займется двигателями, BAE Systems в партнерстве с британскими отделениями компаний Leonardo и MBDA – общим планированием и оружейной платформой, итальянская Leonardo в партнерстве с Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy займутся электроникой и авионикой, а чем занять такого гиганта, как Mitsubishi Heavy Industries, уверен, придумают. В любом случае, присоединение к проекту японского концерна пойдет на пользу всем: европейцы получат японские технологии и производственные мощности, а японцы реализуют свои амбиции по созданию нового самолета, причем, значительно дешевле.

В общем, «пятерка» Tempest может получиться с таким характерным азиатским разрезом глаз.

Европа-2

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Если кого-то удивило отсутствие в европейской программе таких корифеев авиационного дела, как Германия и Швеция, то все нормально: у них свой бар с блэк-джеком и прочими удовольствиями.

Точнее, у Германии, которая совместно с Францией и Испанией (!) работает над проектом Future Combat Air System (FCAS) по разработке новой системы вооружения следующего поколения NGWS, в состав которой должен будет войти истребитель Next Generation Fighter (NGF).

Этот самолет по плану должен будет совершить первый полет к 2027 году, а к 2040-му встать на вооружение и заменить французские Rafale, немецкие Typhoon и испанские EF-18 Hornet.

Разработкой и реализацией проекта будут заниматься компании Dassault Aviation, Airbus и Indra Sistemas в качестве генеральных координаторов, а дальше подтянутся и другие. В 2023 году к проекту в качестве наблюдателя присоединилась Бельгия.

И проект NGF скромно так именуют уже самолетом шестого поколения…

Убийцы идут за Су-57 или Кто на нас с пятым?
Правда, есть и то, что будет отличать самолет шестого поколения от пятого: это вынесенные оружейные платформы с вооружением, дроны-носители ракет, которые будут лететь впереди истребителя, с которого будет осуществляться управление и рой вспомогательных дронов, возможно, дронов-камикадзе или аппаратов-постановщиков помех.

Компания производителей тоже более чем успешная: Dassault и Airbus в качестве генподрядчиков и партнеры MTU Aero Engines, Safran, MBDA и Thales. Честно говоря – весьма достойное общество.

Не совсем понятно, правда, как будет реализована доставка всей этой банды дронов, то ли в отсеках истребителя, то ли за ним будет идти грузовой самолет, при необходимости высыпающий с рампы все это великолепие, но время, как говорится, покажет.

Итого по пятому и прочим поколениям: что мы имеем сегодня и что будет завтра?

1. Имеется полторы тысячи самолетов США, F-22 и F-35. С бешенной стоимостью в почти 400 млн долларов за 22-й и 100 млн долларов за 35-й.

Боевое применение:
F-22 бомбили арабскую пехоту в Сирии, бомбили лаборатории по производству наркотиков в Афганистане (операция «Пчелы против меда»). Сбили китайский шар-разведчик, который до этого пролетел через всю территорию США.

F-35 ВВС Израиля наносили удары по объектам в Сирии, F-35B КМП США бомбили объекты с Сирии, Афганистане и Ираке.

Подчеркиваем жирно: американские самолеты пятого поколения НЕ применялись против стран, обладающих хоть какой-то ПВО и авиацией. Никого не должны смущать «Сирия» и «Ирак», от ВВС и ПВО в этих странах реально на тот момент ничего уже не осталось.

2. Китайский J-20 выпущен серией в 200 самолетов, в боевых действиях участия не принимал.

3. Российский Су-57 изготовлен в 22 серийных экземплярах, принимал участие в боевых действиях в Сирии и Украине, согласно данным МО РФ, имеет две победы над украинскими самолетами.

Что касается всех остальных, то боевое применение этих самолетов – вопрос весьма нескорого будущего.

Напрашивается вывод о том, что самолет пятого поколения, несмотря на свои преимущества перед самолетами предыдущих поколений, пока еще абсолютно не годен для реального боевого применения. Данные по миру говорят о том, что применение «пятерок» оправдано только в случаях, когда противник не в состоянии оказать хотя бы минимального сопротивления, типа палестинских террористов.

Потеря самолета пятого поколения – это, с одной стороны, большая финансовая потеря и еще большая репутационная. Любая потеря такого самолета приведет в первую очередь, к снижению интереса к нему, как к боевой единице, за которую стоит платить миллионы долларов. Потому вполне естественно, что все страны, у которых есть и в перспективе будут такие самолеты, ни в коем случае не отправят их туда, где самолеты можно потерять.

Потому вопрос «Против кого будет воевать истребитель пятого поколения» не то чтобы остается открытым, но ответ на него не очень красив: против пехоты со стрелковым оружием. И не более того ни на букву.

Выставлять «пятерки» даже против истребителей «4+» нецелесообразно по вышеуказанным причинам, потому как даже модернизированный истребитель третьего поколения МиГ-21 индийских ВВС запросто смог завалить истребитель F-16 ВВС Пакистана в недавнем прошлом. Несмотря на то, что это был истребитель-«четверка».

Ну а победа истребителя-«четверки» (типа Су-35) стоимостью вдвое меньше над «пятеркой» будет шикарной рекламой и антирекламой одновременно.

А если здесь же вспомнить об уровне развития современного ПВО…

Так что шоу по разработке «пятерок» мы еще будем наблюдать некоторое время, по крайней мере, пока не пойдут в небо «шестерки», сопровождаемые свитами дронов-оруженосцев. НО воевать, скорее всего, придется проверенным «четверкам», всем этим Су-30, Су-35, F-16, F-15, F/А-18, «Миражам», «Торнадо» и прочим.

Источник: topwar.ru

Next Post

Нужен ли России ПАК ДА? А если да, то в каком облике

Ранее мы рассмотрели, почему создание абсолютно нового бомбардировщика в ближайшей перспективе невозможно и нецелесообразно, состав и поддержание текущего парка стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев на период 2035–2045 годов, способы сокращения нагрузки на дальнюю авиацию за счёт запуска крылатых ракет большой дальности с наземных и надводных платформ, а также применение транспортных самолётов для запуска […]