Да, мы сейчас будем говорить о потомках «Марии Целесты», «Летучего голландца», «Морской птицы», «Октавиуса» и прочих морских легенд прошлого. Правда, в несколько ином ключе, хотя хоть речь и пойдет о современных кораблях-призраках, встреча с ними тоже не будет сулить ничего хорошего.
Мы уже не раз говорили в своих материалах о том, что кораблестроительная отрасль США испытывает большие проблемы, и в США с этим согласны. Странно, но о проблемах этого плана там говорят вполне открыто, но вот выводы сделали некоторые господа, удивляют по полной программе.
Если сегодня в США не хватает людей, чтобы строить боевые корабли и тем более, водить их по волнам, неся всему миру торжество идеалов демократии и порядка, значит, нужно построить второй флот! Который не будет нуждаться в экипажах.
Задумка такая: более дешевые и быстрые в строительстве, чем традиционные корабли, безэкипажные/автономные суда могут помочь военно-морскому флоту повысить огневую мощь в то время, пока судостроительные компании будут работать над более дорогим и медленным обычным флотом.
И идея была принята. В США начали строить автономные корабли без экипажа, которые уже начали называть «Призрачный флот».
В целом похоже на морские легенды, вот только эти корабли лишились экипажей не по вине проклятия или чего-то еще, а совершенно намеренно. Военно-морской флот США хочет иметь целый флот этих автономных кораблей-призраков, плывущих согласно приказам командования в места повышенной опасности, чтобы настоящим морякам-людям не пришлось этого делать. Вот такой первоначальный план.
На самом деле, беспилотные разведчики, управляемые из командных центров, находящихся за тысячи километров, принимающие сигналы управления через спутники – это уже обыденность. Дрон-камикадзе с оператором способен уничтожить танк, который стоит в тысячи раз дороже – это уже состоявшаяся действительность. Почему не сделать что-то подобное на море?
Прибрежные (литоральные) боевые корабли ВМС США, которые когда-то рассматривались как недорогое средство пополнения флота, оказались дорогостоящим провалом, не обеспечив ни надежных кораблей, ни возможностей. Увы, но сегодня «Индепенденсы» и «Фридомы» потихоньку направляются туда, где участь их будет незавидной – на утилизацию.
ВМС США переживают кризис в судостроении. Флот неоднократно пытался (и потерпел неудачу) существенно увеличить численность своих боевых сил, облегчить бремя развертывания существующих кораблей и выступить в качестве противодействия взрывному росту военно-морского флота Китая, который теперь считается врагом номер один на море.
В 2016 году боевая группировка американского военного флота насчитывала 275 кораблей. В 2017 году администрация Трампа сделала национальной задачей флот из 355 кораблей, но теперь, семь лет спустя, флот увеличился всего на 17 кораблей, в общей сложности 292 корабля.
Статичный судостроительный бюджет, проблемы с наймом специалистов, мощности верфей, которые загружены ремонтом старых кораблей и проблемы с управлением — все это способствовало провалу кораблестроительной программы президента Трампа, но суть в том, что в ближайшее время ситуация не улучшится.
В результате командование ВМС США делает большую ставку на автономные суда, которые меньше, дешевле, вообще не требуют экипажа, просты в строительстве. И тут военным чиновникам сложно отказаться от такого решения проблемы. Служба настолько оптимистично настроена в отношении будущего беспилотных судов, что к 2045 году прогнозирует флот из 373 пилотируемых судов и еще 150 беспилотных судов.
Чтобы получить представление о флоте-призраке 2045 года, давайте посмотрим на флот-призрак образца 2024 года.
«Морской охотник» и «Морской ястреб»
Первым беспилотным кораблем на вооружении ВМС стал «Sea Hunter», который вступил в строй в 2016 году, начав свою жизнь как результат работы одной из программ DARPA, прежде чем перейти в Управление военно-морских исследований.
Конструкция тримарана, корабль оснащен аутригерами с обеих сторон для повышения устойчивости в открытом море. «Sea Hunter» имеет длину 40 метров и водоизмещение 145 тонн при полной загрузке. Он имеет максимальную скорость 27 узлов и предназначен для работы в одиночку в открытом море на расстояние до 9 000 морских миль от центра управления, двигаясь автономно. В 2019 году «Sea Hunter» прошел из Сан-Диего в Перл-Харбор на Гавайях и обратно, будучи полностью беспилотным.
Беспилотный надводный корабль среднего водоизмещения «Sea Hunter» стоит у причала военно-морской базы Сан-Диего, 2023 год.
Первоначально «Sea Hunter» был закуплен для программы Anti-Submarine Continuous Trail Unmanned Vessel, целью которой было испытание беспилотных подводных лодок в качестве платформы для слежения (и, предположительно, поражения) вражеских подводных лодок.
Противолодочная борьба, как известно, медленная и кропотливая по своей природе, требующая долгих часов патрулирования, сбора и анализа данных. Беспилотный охотник за подводными лодками, использующий искусственный интеллект для обработки данных от различных датчиков, может быть использован для обнаружения и слежения за обычной подводной лодкой, а затем для поражения ее противолодочным оружием, таким, как легкая самонаводящаяся торпеда Mk. 46.
В 2021 году ВМС получили во владение «Sea Hawk», однотипный корабль «Sea Hunter». «Морской ястреб» — это улучшенная версия «Морского охотника», включающая в себя более 300 улучшений, извлеченных из программы «Морской охотник».
Вместе эти два корабля представляют собой подкласс безэкипажных надводных судов, называемых средними безэкипажными надводными судами (MUSV), которые «имеют длину от 45 до 190 футов и водоизмещение примерно 500 тонн, что делает их размером с патрульные корабли», согласно отчету Исследовательской службы Конгресса.
«Рейнджер», «Мореплаватель» и «Авангард»
Беспилотный корабль Ranger пересекает Тихий океан во время учений Integrated Battle Problem (IBP), 15 сентября 2023 года
Следующая пара беспилотных военных кораблей — «Рейнджер» и «Маринер», и эти два корабля в значительной степени идентичны. Каждый из них имеет длину 59 метров, водоизмещение 673 тонны и может двигаться со скоростью 37 узлов. В отличие от двух предыдущих кораблей, «Рейнджер» и «Маринер» имеют длинные, плоские отсеки, которые занимают две трети кормовой части судна, что позволяет им перевозить различную полезную нагрузку с использованием стандартных морских контейнеров ISO.
Интересная особенность: считается, что у «Рейнджера» есть несколько транспортных контейнеров, которые, вероятно, являются местом расположения пусковых противокорабельных ракет.
Оба корабля оснащены «виртуализированными» версиями Aegis Combat System, компьютером, который связывает корабельные радары, гидролокаторы, системы радиоэлектронной борьбы и вооружения в одну централизованную систему. Ранние боевые системы Aegis, построенные в 1970-х и 1980-х годах, использовали компьютеры размером с комнату. Благодаря закону Мура (который предсказывает, что количество транзисторов в силиконовом компьютерном чипе будет удваиваться каждые два года по мере развития технологий), компьютеры, необходимые для работы Aegis, были уменьшены до размера большого чемодана. Aegis также позволяет двум кораблям управлять другими беспилотными кораблями.
В 2021 году «Рейнджер» стал первым беспилотным кораблем, запустившим зенитную ракету SM-6, пусковая установка которой была помещена в отсек полезной нагрузки. Если боевая система Aegis беспилотного корабля может собирать данные с близлежащих кораблей, она вполне нормально сможет запускать свои собственные ракеты по целям, идентифицированным, как вражеские.
Это не означает, что корабль может вести огонь автономно, просто Aegis может координировать боевые системы корабля через свои шины обмена данными. Решение о пуске ракеты все равно будет принимать оператор, находящийся в командном центре.
В общем, милое сочетание Aegis и грузовых отсеков с ракетами может превратить два беспилотных катера в мини-эсминцы.
Интересная особенность: считается, что у «Рейнджера» есть несколько транспортных контейнеров, которые, вероятно, являются местом расположения пусковых противокорабельных ракет.
Vanguard при спуске на воду, январь 2024 года
15 января судостроительная компания Austal спустила на воду беспилотный корабль «Vanguard», который напоминает «Рейнджер» и «Маринер». Но в отличие от других кораблей, которые были переоборудованы из коммерческих судов, «Авангард» был построен по собственному проекту, как беспилотный корабль. «Рейнджер», «Маринер» и «Авангард» считаются большими беспилотными надводными кораблями (LUSV), имеющими «от 60 до 100 метров в длину и полным водоизмещением от 1000 до 2000 тонн, что делает их размером с корвет».
Интересные разработки, интересные планы.
«Призрачный флот» ВМС США базируется на двух слабых сторонах ВМС: противолодочной борьбе и УРО. Для обеспечения противолодочной обороны требуется много кораблей. Ракетные корабли... их, пожалуй, когда начинаются боевые действия, никогда не бывает хотя бы достаточно.
В будущем MUSV станут одним из аспектов возможностей службы по преследованию подводных лодок, возможно, даже сопровождения конвоев, совершающих опасные переходы в водах, контролируемых подводными лодками, в то время как LUSV увеличат огневую мощь эсминцев, предоставив дополнительные ракеты, готовые к стрельбе.
Корабли-призраки никогда не заменят корабли с экипажем, но у них есть возможность работать вместе, чтобы сражаться в морских сражениях будущего или просто выполнять ежедневные задачи по обеспечению безопасности.
Уже никого не удивляют рои БПЛА или взаимодействие БПЛА и истребителя. И атаки морских безэкипажных катеров. Почему в том будущем, которое не настанет завтра, не найдется места для патрульных автономных кораблей, которые будут искать подводные лодки в своих водах и атаковать их? Если сегодня проблема быстрой перезарядки РСЗО в сухопутных силах решена при помощи транспортно-пусковых машин, которые представляют собой просто шасси с пусковыми контейнерами реактивных снарядов, то почему такие же платформы не могут появиться на море?
Тем более, что система Aegis позволит автономному кораблю полноценно участвовать в боевых действиях с минимальной коррекцией со стороны корабля-оператора.
В общем, будущее для американского военного флота может наступить завтра. Но возникает только один вопрос: а насколько возможна постройка такого флота автономных кораблей в условиях того, что в США сегодня нет возможности ремонтировать и обслуживать корабли из состава ВМС США? Кораблестроительная программа вообще плывет к морскому дьяволу, потому что нет верфей и рабочих рук, так кто же тогда будет строить эти безэкипажные корабли?
Да, они меньше корветов, построить их быстрее и дешевле, так как не надо отвлекаться на системы жизнеобеспечения и места размещения экипажа, но все равно, их надо строить. Впрочем, ближайшие 4-5 лет четко покажут, возможно ли строительство полутора сотен таких кораблей силами американских корабелов, или мы станем свидетелями очередного провала в американской военной программе.
Источник: topwar.ru