Если мы говорим про средства индивидуальной бронезащиты (далее – СИБЗ) и войну во Вьетнаме, то на ум прежде всего приходит классический образ американского пехотинца в расстёгнутом «бронике» и в стальной каске, который въелся в подсознание благодаря всесильному Голливуду и множеству американских военных фильмов разной степени качества. Северовьетнамские бойцы у нас с индивидуальной бронёй не ассоциируются, от слова совсем. А между тем вьетнамцы бронежилеты и каски использовали, и даже вполне массово... Правда, далековато от фронта. Происходило это на так называемой Тропе Хо Ши Мина.
Советские ЗИЛ-157 на Тропе Хо Ши Мина.
На машинах специальные конструкции, визуально изменявшие силуэт грузовика с воздуха (чтобы явно не очерчивалась кабина) и также предназначавшиеся для крепления камуфляжа.
Впервые такие конструкции применили китайские и корейские водители ещё в ходе войны в Корее. Видно, что машины пытались прикрывать самодельной бамбуковой «бронёй», которая часто давала чисто психологический эффект. Ну а вокруг результаты работы ландшафтных дизайнеров из ВВС США. Объём «чугуния», падавший на тропу ежедневно, иногда был по тоннажу сравним с массированными бомбардировками немецких промышленных центров несколькими десятилетиями ранее.
В начале конфликта, а именно – вовлечения в него американцев, тропа представляла собой сеть просёлочных дорог и зачастую реальных троп, по которым иногда только гужевой транспорт да велосипеды и могли пройти. Да и просто с транспортом у вьетнамцев было не очень. Например, в 1965 году на всей трассе, протяженность которой со всеми ответвлениями, дублёрами, перевалами и тропами, заходящими уже на территорию Южного Вьетнама, составляла более 10 тысяч километров, действовало всего 90 грузовиков.
Плюс трасса представляла собой сеть грунтовых дорог и троп, которые были очень сильно подвержены воздействию погодных условий. Учитывая сезон дождей, отдельные участки этой без преувеличения «дороги жизни» могли быть закрыты для автомобилей неделями и месяцами.
Один из вариантов китайского бронежилета Вьетнамской народной армии. Фото с сайта западного антикварного салона. Цена вполне гуманная, всего 999 долларов США... даже не тысяча.
Но так было в момент появления трассы и в первой половине 1960-х. Трасса развивалась и совершенствовалась постоянно. На пике своей пропускной способности «тропа» стала настоящей трассой, по которой ходили целые автоколонны, перевозившие десятки тонн грузов. Да, такое было не везде, и настоящим «хайвеем» трасса стала не сразу, но всё же. Причём вьетнамцы зачастую оказывались на шаг впереди американцев. Например, когда американцы узнали о существовании на трассе трубопровода для прокачки топлива, там уже действовало несколько трубопроводных полков Вьетнамской народной армии.
Бойцы транспортной роты откапывают ЗИЛ-130 на одном из участков трассы в сезон дождей, район Бан Донг, южный Лаос, 1970 год. На бойцах видны бронежилеты раннего типа с большим воротником.
Но американцы, прекрасно понимавшие ценность этой транспортной артерии для снабжения и регулярных войск, и партизан, как могли, пытались снизить её пропускную способность. Как? В основном засыпали взрывчаткой… Много и постоянно.
В дело шли артиллерия, вертолёты, самолёты, которые часто наводил спецназ, по трассе работали днём и ночью. Над некоторыми участками трассы буквально висели самолёты ВВС и ВМФ США. Например, совместная операция ВВС и ВМФ США – Operation Tiger Hound, начатая ещё в 1965 году, продолжалась несколько лет, в течение которых трасса почти постоянно находилась под ударами американской авиации.
Иногда с земли их наводил спецназ, даже несмотря на то, что вдоль границ Южного Вьетнама трасса проходила по территории сопредельного государства. Это была война в общем-то без правил…
Построение бойцов 13-го автомобильного полка, 13 марта 1973 года. Фото было сделано в ходе посещения части генералом Во Нгуен Зяпом. Солдаты экипированы китайскими бронежилетами и касками советского и восточногерманского производства. На некоторых касках нанесены белые полосы для быстрого опознания
Солдаты и военспецы, работавшие на самой трассе над её обеспечением и совершенствованием, естественно, страдали от постоянного огневого воздействия со стороны американкой авиации. И именно эти уникальные кадры, ценившееся на вес золота, решено было оснастить СИБЗ, вещью, скажем прямо, редкой в других частях северовьетнамской армии.
ЗИЛ-157 выходит на трассу. На бойцах китайские бронежилеты, Хорошо видны проступающие через ткань стальные защитные элементы.
В качестве защитных элементов выступали стальные пластины в «чехле» из толстой хлопчатобумажной ткани.
Бронежилеты имели как минимум два варианта. Особенностью одного типа был очень большой воротник, который при желании мог практически полностью закрыть голову бойца. Бронежилеты выпускались в Китае и оснащались той же фурнитурой, что и китайская униформа, и знаменитые «чиком» тип 56.
Постановка боевой задачи на любительском фото бойцов 13-го полка. Гэдээровские стальные шлемы и китайские бронежилеты на бойцах. На заднем плане матчасть от завода имени Лихачёва.
Фактически это был не привычный нам сейчас бронежилет, а конструкция, более близкая к тому, что американцы называли – flak vest. То есть индивидуальная бронезащита, предназначенная для предохранения от осколков.
Сам термин уходит корнями ещё во времена Второй мировой войны, когда в американские вооруженные силы массово пошли первые бронежилеты. Предназначались они для экипажей бомбардировщиков, страдавших от огня немецких зенитных орудий –Flugabwehrkanone, или просто FlaK, собственно, отсюда и название.
Построение автобата на ЗИЛ-130. Все бойцы в ранних бронежилетах с большим воротником.
Китайские бронежилеты поступали на снабжение отдельных транспортных рот северовьетнамской армии, действовавших на Тропе Хо Ши Мина. Причём ими не оснащались все части поголовно, а только те, которые действовали на наиболее опасных участках. То есть даже в транспортных частях на «тропе» они так и не стали повсеместным явлением.
Генерал Донг Ши Нгуен (в центре, в советском стальном шлеме) при посещении автомобильной части, оснащённой ЗИЛ-130. Донг Ши Нгуен осуществлял руководство всеми операциями на «тропе», и именно под его руководством ковалась победа в логистическом противостоянии с американцами.
Решение в общем абсолютно логичное и понятное. Броня так и не стала по-настоящему массовой, на фронте она была бы явлением штучным и влияния на ситуацию всё равно бы не оказала. А тут в тылу есть квалифицированные и ценные кадры, которые страдают от американской превосходящей огневой мощи. Почему бы не защитить их.
Вид на бронежилет со спины.
Любая война – это война логистик. Так что не удивительно, что именно вьетнамцы решили защитить средствами индивидуальной бронезащиты именно тех, кто оседлал сложнейшую и опаснейшую Тропу Хо Ши Мина.
В итоге и этот фактор стал той каплей в общий котёл, в котором варилась победа, достигнутая в том числе и на логистическом фронте, но это, как водится, уже совсем другая история.
Не вьетнамцами едиными. Кубинские рабочие и инженеры на строительстве сооружений одного из участков Тропы Хо Ши Мина, 1973 год.
Источник: topwar.ru