Не так давно Пентагон обнаружил серьезные проблемы в сфере производства продукции военного назначения. Оказалось, что военно-промышленный комплекс США в его нынешнем виде не может обеспечить все нужды вооруженных сил, как в условиях мирного времени, так и при гипотетическом конфликте. Вследствие этого была разработана и принята т.н. Национальная оборонно-промышленная стратегия. Этот документ определяет основные пути развития ВПК на ближайшие годы и должен поспособствовать восстановлению производства.
Новая стратегия
В настоящее время Пентагон сталкивается с несколькими вызовами, в контексте которых особое значение имеют накопленные запасы и объемы производства различных вооружений, техники и боеприпасов. В первую очередь, это необходимость продолжения помощи киевскому режиму, который подвергается силовой демилитаризации со стороны России. Кроме того, США готовятся к открытому и долгому противостоянию с Китаем в Тихоокеанском регионе.
Уже к середине 2022 г., оказывая помощь Украине, США частично истощили свои запасы некоторых вооружений и боеприпасов. Тогда же стало известно, что имеющийся ВПК далеко не в полной мере соответствует ставящимся задачам. В текущем состоянии он не сможет быстро и качественно восстановить арсеналы, и в некоторых случаях на решение этой задачи могут уйти годы. Также под вопросом возможность обеспечения армии во время крупного конфликта.
В течение последних полутора-двух лет военное и политическое руководство США неоднократно говорило о намерениях разработать и запустить новую программу модернизации ВПК и с ее помощью решить актуальные проблемы. Тем не менее, до последнего времени реальные шаги в этом направлении отсутствовали, и будущее оставалось неясным.
В начале декабря 2023 г. американские СМИ сообщили, что в Пентагоне готовится т.н. Национальная оборонно-промышленная стратегия (National Defense Industrial Strategy) – первый документ такого рода в США. Тогда же стали известны первые подробности документа, но полный текст не публиковался. Утверждалось, что Стратегия определяет пути развития производства на ближайшие 3-5 лет и должна будет изменить облик промышленности.
Официальная презентация документа состоялась уже в этом году, 11 января. На этом мероприятии представители Пентагона с гордостью рассказали об успешном завершении работ по Стратегии, о ее высоком значении и т.д. Также был опубликован сам документ, в котором описаны основные шаги по развитию ВПК. При этом речь в основном идет о вопросах стратегического уровня, практически без уточнений и упоминания конкретных контрактов будущего. Тем не менее, и опубликованный документ показывает, как в Пентагоне видят текущую ситуацию и каким образом собираются из нее выходить.
Вызовы и ответы
Во введении к Стратегии отмечается, что ВПК США сталкивается с серьезными трудностями. Несколько лет назад производство пострадало от пандемии коронавируса, а в 2022-23 гг. возникли дополнительные угрожающие факторы в виде боевых действий на Донбассе и на Ближнем Востоке. В итоге требования к объемам производства серьезно выросли, но имеющиеся мощности не могут справиться с ними.
Упоминается несколько основных проблем американского ВПК. В последние годы ухудшилось общее состояние некоторых оборонных предприятий. Также были нарушены производственные цепочки, как внутренние, так и международные. Опытный персонал предприятий постепенно стареет и уходит на пенсию, а молодежь не стремится в полной мере заменять его.
В ответ на сложившуюся ситуацию Пентагон впервые в своей практике разработал Национальную оборонно-промышленную стратегию. Этот документ будет определять основы и принципы взаимодействия военного ведомства и ВПК по широкому кругу вопросов. В первую очередь, рассматривается необходимость восстановления производственных мощностей и компетенций, а также способы решения этой задачи. Пока речь идет о планах на ближайшие 3-5 лет, и в будущем может появиться аналогичный документ на следующий период.
Учитывая события последних лет и текущую ситуацию в военной промышленности, авторы National Defense Industrial Strategy предложили четыре основных направления работы. От решения этих задач прямо зависит текущее состояние ВПК и перспективы его развития. К каждой из целей прилагается общий план действий разного рода, требующий определенных усилий от государства и контракторов.
Первой целью определено создание и поддержание устойчивых кооперационных связей и цепочек поставки. Для этого Пентагон должен будет провести проверку задействованных в производстве предприятий и определить, обладают ли они требуемыми возможностями и запасами сырья, заключены ли договоры с субподрядчиками и т.д. При выявлении тех или иных проблем в этом контексте, будут приниматься соответствующие меры. В частности, требуется создать резервы необходимого сырья и комплектующих на случай проблем с поставками.
Вторая задача – готовность рабочей силы. Предлагается изучить текущее положение дел и принять меры по привлечению в отрасль новых специалистов с необходимыми знаниями и навыками. При необходимости, могут быть запущены соответствующие программы поиска, переобучения и т.д.
Третий пункт плана – гибкость закупок. Существующую систему приобретения изделий и компонентов следует перестроить с целью защиты от возможных негативных явлений. Заказчик или исполнитель должны иметь возможность приобретать требуемую продукцию не только у конкретного поставщика. В таком случае проблемы у последнего не ударят по всей цепочке поставок и производства.
Последним по порядку, но не по значению определено «экономическое сдерживание». Военное ведомство желает сохранять эффективные рыночные механизмы и сотрудничество с ВПК дружественных иностранных государств. За счет этого будет обеспечена экономическая безопасность производств и поставок необходимой матчасти в армию. Предполагается, что устойчивая экономика в области военного производства станет дополнительным фактором сдерживания потенциального противника.
Неопределенное будущее
Тема разнообразных проблем американского военно-промышленного комплекса в прошлом неоднократно и регулярно поднималась на разных уровнях. Сообщалось о невозможности или, как минимум, затруднениях в производстве той или иной продукции, выполнении ремонта и т.д. Все это приводило к проблемам с поддержанием запасов и парков разного рода. В последние годы, на фоне известных событий, подобные проблемы только усугубились.
Начиная с 2022-23 гг., в Пентагоне и других структурах США регулярно говорили о необходимости расширения или даже восстановления производства тех или иных образцов и изделий. Любопытно, что до недавнего времени эти процессы в целом не продвигались дальше общих обсуждений и озабоченных заявлений. Реальные дела в основном сводились к выдаче очередных контрактов на поставку серийных образцов, а также к жалобам на невозможность выпуска некоторых изделий.
Как стало известно в декабре, Пентагон не ограничился разговорами и обсуждениями. Соответствующие органы ведомства провели некоторые исследования ситуации и сформировали полноценную программу развития ВПК. Поставлены основные цели, а также сформированы общие принципы их достижения.
На следующем этапе министерству и его структурам предстоит развить общие идеи новой Стратегии, составить планы иного уровня и приступить к проведению различных мероприятий. В рамках этих работ в течение следующих 3-5 лет будет проведена реорганизация некоторых процессов, появятся новые контракты и т.д. Удастся ли выполнить поставленные задачи и перестроить военно-промышленный комплекс в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и будущего – неизвестно.
Источник: topwar.ru